Всплеск отзывов жалоб
УФАС Хакасии зафиксировал всплеск отзывов жалоб.
В Хакасии замечен рост отзывов жалоб, поданных в антимонопольную службу. Только за несколько дней сентября «передумали» жаловаться 3 заявителя. Каковы причины отзывов жалоб? Будут ли сигналы жалобщиков преданы забвению, или антимонопольный орган не оставит их без внимания? Что ждет заявителя, отозвавшего свою жалобу, и кто в итоге страдает от этого действия – рассказала Ксения Лебедева, руководитель Хакасского УФАС России.
— Ежеквартально мы регистрируем порядка 100 жалоб. Из них стабильно 3% отзываются заявителями еще до конца рассмотрения дела. Третий квартал еще не закончен, а только за несколько дней сентября таких отзывов у нас четыре. Это не может не настораживать.
Причины, по которым в антимонопольную службу обращаются с жалобами, как правило, понятны: либо жалуется участник, не выигравший торги и не согласный с поражением; либо жалуется лицо, имеющее претензии к документации о закупке.
— Причин же, почему жалобы добровольно отзываются заявителями, нам не сообщают. Закон не обязывает участников объяснять такое решение, и при этом ответственности за это заявитель не несет. Однако мы, уведомляя заказчика, что жалоба отозвана и не будет рассматриваться, тем не менее проводим внеплановую проверку по таким закупкам.
Сроки рассмотрения жалоб на нарушения Закона о контрактной системе – 5 рабочих дней. Сроки проведения внеплановой проверки отозванных жалоб – 10 рабочих дней.
— По окончанию внеплановой проверки комиссия антимонопольной службы составляет акт. В 50% случаев в деле обнаруживаются нарушения. В этом случае тот, на кого была жалоба, получает предписание устранить нарушение и несет за это административную ответственность (в случае если спорный контракт еще не подписан). Если же заказчик с поставщиком контракт уже подписали, а мы видим существенные нарушения законодательства, можем направить иск в суд для признания сделки недействительной. При этом каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное ею по сделке.
Грубые нарушения при внеплановой проверке материалов дела — признаки коррупционных действий (например, сговоров); неверное определение победителя в закупке; незаконное отстранение какого-либо участника закупки от торгов; нарушение порядка проведения торгов и, как следствие, неправильное определение цены товара/услуги.
— При отзыве жалобы страдают все стороны закупки: поставщик, потому что получает назад не нужный ему самому товар. Заказчик – потому что лишается товара и несет финансовые и временные убытки. Никак не страдает лишь заявитель, с чьей легкой руки в антимонопольный орган попали сведения о спорности закупки. Однако, если мы видим, что отозвал жалобу «профессиональный жалобщик», дело попадает на наш особый контроль. Ведь не секрет, что «профессиональные жалобщики» просто так от своих претензий не откажутся. В этом случае можно подозревать «мирный договор» жалобщика и того, на кого он заявил. А значит, нарушение законодательства, скорее всего, имеет место, и существенное.
В настоящее время законодательством не предусмотрено отказывать гражданам, организациям в подаче жалоб. Это их конституционное право. При этом законодатели все же пытаются найти спасение от таких заявителей, которые лично не участвуют в закупках и не собираются этого делать, а жалуются с корыстными целями. В этом направлении есть законодательные подвижки. В частности, с 2019 года действует норма, по которой жалоба, поданная лицом, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков, возвращается без рассмотрения
Добавить комментарий