Соблюдение рекламного законодательства
«Реклама – величайшее искусство XX века». Эта фраза принадлежит выдающемуся канадскому философу, культурологу, филологу Маршаллу Маклюэну. С этим трудно поспорить: чтобы продать товар, необходимо рассказать о нем так, чтобы его захотелось купить. К сожалению, многие рекламодатели и рекламораспространители в погоне за удачным слоганом, привлекательной картинкой доходят до неприкрытой атаки на потенциального потребителя и серьезно нарушают законы. Иногда это происходит по незнанию.
Как избежать нарушений, продвигать свой товар на рынке законно и добросовестно, при этом – эффективно – рассказывает заместитель руководителя Хакасского УФАС России Ольга Липина.
— Одна из задач антимонопольной службы – контроль за соблюдением рекламного законодательства. Как в нашей республике обстоит с этим дело? Насколько часто вы фиксируете подобные нарушения?
— В среднем ежемесячно мы возбуждаем по одному рекламному делу. Чаще всего бизнесмены Хакасии нарушают Федеральный закон о рекламе в части рассылки нежелательных смс, при рекламировании финансовых и медицинских услуг.
— Что необходимо знать, чтобы не нарушать закон о рекламе?
— Главное, о чем говорит федеральный закон, — реклама должна быть достоверной и добросовестной. Недобросовестная реклама не допускается.
— Что это значит?
— Добросовестная реклама содержит правдивую информацию о товаре либо услуге, не вводит в заблуждение потребителей и тем более не обманывает его.
— Можете привести чек-лист, что в добросовестной рекламе должно быть обязательно?
— Рекламодателю и рекламораспространителю необходимо указывать:
— соответствующие действительности сведения о рекламируемом товаре/услуге, условиях его приобретения или использования; срок акции, акционные товары, подарки; в рекламе товаров при дистанционной продаже должны быть сведения о продавце: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве ИП.
Кроме того, важно немедленно прекратить распространение рекламы в случае обращения абонента или адресата, не давшего согласие на это. Рекламу медицинских услуг и лекарственных препаратов нужно сопровождать предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов.
В рекламе финансовых услуг — указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, все условия оказания услуг, влияющих на сумму доходов, условия о процентной ставке, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, о доп. расходах заемщика, связанных с получением кредита.
— А что категорически запрещено при рекламировании товара/услуги?
— Действующее в нашей стране законодательство запрещает:
— рекламировать товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
— рекламировать наркотические, психотропные препараты;
— рекламировать взрывчатые вещества, кроме пиротехники;
— рекламировать табак, табачную продукцию, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, курительные принадлежности, в том числе трубки, сигаретную бумагу, зажигалки, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны;
— рекламировать медицинские услуги по прерыванию беременност;
— рекламировать товары, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;
— рекламировать товары, подлежащие государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
— рекламировать органы и (или) ткани человека в качестве объектов купли-продажи;
— использовать сравнительные характеристики товара с употреблением слов: лучший, первый, номер один;
— вводить в заблуждение потребителей рекламы, искажать смысл информации, допускать неоднозначное ее толкование. Пример: если предлагается кредит, не писать «рассрочка»;
— размещать рекламу товаров/услуг для детей без указания категории данной информационной продукции;
— размещать информацию по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов, других работ, подлежащих госаттестации;
— распространять рекламу по сетям электросвязи, в том числе посредством телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи без согласия адресатов;
— использовать бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека, официальных государственных символов (флаг, герб, гимн), религиозных символов, объектов культурного наследия;
-использовать сети электросвязи для распространения рекламы с применением автоматического дозванивания, автоматической рассылки
— рекламировать алкогольную продукцию с наименованием марки напитка, который содержит более 0,5 спирта.
— В нашей республике такие нарушения имеют место?
— К сожалению, да. Любимый образ для рекламирования чего угодно, вплоть до продажи древесины, у местных бизнесменов, — обнаженные тела женщин. Бесспорно, мужскую часть населения эти образы привлекают. Однако часто броскость, яркость картинки не соответствует вообще объекту рекламирования. А это – прямое нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность.
— А если рекламируется нижнее белье, купальники?
— В этом случае использование полуобнаженного тела уместно. Так как рекламируется то, что изображено на баннере.
— Нарушителям законодательства грозят штрафы?
— В том числе и штрафы. За нарушение закона о рекламе предусмотрены административные штрафы:
— от 2 до 2,5 тыс. рублей для граждан;
— от 4 до 20 тыс. рублей – для должностных лиц;
— от 100 до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
При этом в случае выявления незлостного нарушения, совершенного впервые, нарушитель (касается только субъектов малого бизнеса!) получает предупреждение и предписание о демонтаже спорных конструкций.
— Назовите признаки недобросовестной рекламы.
— Она содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
— Какие запреты существуют сегодня в рекламном законодательстве?
— Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий;
призывать к насилию и жестокости; иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта; формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц; содержать информацию порнографического характера, др.
— Вся ли наружная реклама в Хакасии анализируется антимонопольным ведомством?
— Безусловно, мы обращаем внимание на любую рекламную информацию, размещенную в средствах массовой информации, на фасадах домов и т.д. Однако нужно отличать вывеску от рекламы. Вывеска располагается на входе в магазин и содержит его название и информацию о режиме работы. Если же, помимо этих данных, мы видим информацию о товарах, услугах, работе, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке, а также распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, — это признаки рекламы.
— Вы сами следите за добросовестностью рекламы или жители Хакасии могут пожаловаться на нее в антимонопольную службу?
— Да, мы проводим выездные мониторинги по республике. Кроме того, два раза в год мы собираем заседание Экспертного совета по рекламе, в который входят филологи, психологи, священники и общественники республики. В основном, на этих заседаниях мы рассматриваем и оцениваем рекламу на этичность/неэтичность.
Также принимаем и рассматриваем в течение месяца и обращения от граждан. Жители Хакасии, столкнувшиеся с недобросовестной рекламой, могут обратиться в Хакасское УФАС России с жалобой лично – по адресу: Абакан, ул.Вяткина, 3, 3 этаж, канцелярия, с 8.00 до 17.00 (обед с 12.00 до 12.45), по электронной почте, направив свое обращение на адрес ведомства to19@fas.gov.ru, не выходя из дома, заполнив форму на сайте https://hakasia.fas.gov.ru/.
Помимо указания адреса и способа внушающей подозрения рекламы, необходимо приложить доказательства в виде фотографий или скрин-шотов, например, смс.
Добавить комментарий